Топ-100
Сейчас ищут:

Скачать Лекторий "Золотой ключик. Ключ к волшебным сказкам" [МИФ] [Варвара Добровольская]

Admin

Администратор
Команда форума
Регистрация
30 Дек 2017
Сообщения
149,174
Симпатии
4,179
Лекторий "Золотой ключик. Ключ к волшебным сказкам"
Варвара Добровольская

Старт 20 января
2022-11-16_19-57-48.png


Зачем изучать сказки?
"Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила…"
Так и хочется воскликнуть «Где же логика?» Продали бы яйцо и жили припеваючи. А логика в том, что яйцо — символ жизни. А золото — атрибут мира мертвых. И смысл этой ситуации можно выразить коротко: «Пришла пора умирать». Но и тут не все так просто. Древние не знали абстрактных понятий и не понимали смерть так, как мы. Поэтому описывали все буквально, действиями. То, что мы назвали бы, например, научным словом «энтропия», в их изложении выглядело так:
«Об этом яичке строй стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать. Курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом заку́рился, двери побутусились, тын рассыпался. Поповы дочери шли с водою, ушат приломали. Попадья квашню месила — всё тесто по полу разметала. Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!» (Из сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева)

В сказках отражены архаичные представления, обряды и ритуалы, которые мы знали, но потом забыли. Вернее, знали наши предки, а забыли мы. Что-то исчезло, а что-то приняло новые формы. Смотрите: сказочные дед и баба били свое яйцо, а мы на Пасху красим яйца и тоже стукаемся ими… Хорошо, что у нас есть возможность эти знания восстановить. Хотя бы те, которые зашифрованы в сказках. При всем разнообразии, сказочные сюжеты имеют общие черты у народов, которые разделяют века и континенты. Это древний культурный код, который не знает языковых различий. Поэтому сказка — история становления и человека как личности, и общества в целом.

— Ладушки-ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.

Известный фольклорист С.З. Агранович считает, что сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями. (Из книги «Homo amphibolos. Археология сознания»)

Появление сказки исследователи связывают с родоплеменным строем, охотничьим промыслом и древними обрядами. Важнейший из которых — обряд инициации (посвящения) во взрослую жизнь. Сказка возникает в момент распада обряда, поскольку живой обряд существует только для посвященных. Сакральная информация племени не может быть раскрыта. В сказке архаика мирно уживается с более поздними элементами. Поэтому выдающийся исследователь сказки В.Я. Пропп называл ее энциклопедией представлений человека о мире.

Что даст вам лекторий
— Вы увидите сказки совершенно по-новому и перестанете воспринимать их как то, что написано исключительно для детей
— Вы сможете исследовать сказки вместе со своими детьми-старшеклассниками, это очень увлекательно
— Поймете смысл многих обычаев и обрядов, которые поддерживали «на автомате»
— Взглянув под новым ракурсом на сказочных героев, вы уже не сможете это «развидеть» и станете иначе воспринимать известные литературные сюжеты.
— Возможно, вы захотите немедленно применить полученные знания и перечитать известные сказки в подлиннике, а не в обработке (например в сборнике Афанасьева)

Программа
Лекция 1. Чудесные дети в волшебных сказках, или Почему Баба-яга так и не съела Ивашечку?

20 января
  1. Почему некоторые дети в сказках рождаются чудесным образом: из отрубленного пальца, яйца чудесной птицы, полена, кочерыжки или фасолины, а девочек и вовсе могут вылепить из снега?
  2. С чем связаны необычные свойства сказочных детей: маленький рост, недюжинная сила, смекалка, красота, особые знаки на теле?
  3. Баба-яга в волшебной сказке: почему «нос в потолок врос», при этом не выносит, когда «русским духом пахнет», и как выглядит ее «костяная нога»?
  4. Почему Баба-яга всегда грозит героям смертью, но никогда никого не ест? И наоборот, мальчик может не только зажарить Ягу, но и улететь от нее на птицах-спасителях, да еще прихватив чудесную диковинку.
  5. Чудесные девочки, которые могут обмануть медведя и заставить отнести их домой, да еще и пирожков прихватить. Но иногда девочкам свойственно неправильно рассчитывать свои силы — и тогда может случиться страшное и непоправимое.
Лекция 2. Героини волшебных сказок: притесняемые падчерицы, богатырки, которые способны победить самого Кощея, и красавицы в обличье зверей и птиц.
27 января
  1. Почему мачеха отправляет девушку в темный лес, а отец покорно везет ее на верную смерть? И почему Золушку не пускают на бал?
  2. Волшебные помощники героини: кому в русских сказках соответствует европейская фея-крестная?
  3. Откуда в сказке Ш. Перро появилась «хрустальная туфелька», и что теряет героиня, если такой туфельки у нее нет?
  4. Кто такая Марья Моревна? Почему до замужества героиня легко победила самого Кощея Бессмертного, а после свадьбы оказалась беззащитной против его козней?
  5. Неужели Царевна-лягушка — на самом деле лягушка? И зачем Иван-царевич сжег...
Вам нужно зарегистрироваться для просмотра ссылки

Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

or

Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.



Скачать:

Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Если у Вас нет Премиум статуса:

Преимущества VIP-подписки

Оформить VIP-Подписку

 

Похожие курсы:

Сверху