Топ-100
Сейчас ищут:

Скачать Проблема сознания в южно-азиатской религиозной философии (индуизм, буддизм) . Часть 1 [Точка интеллекта] [Иван Негреев]

Admin

Администратор
Команда форума
Регистрация
30 Дек 2017
Сообщения
148,673
Симпатии
4,170
Проблема сознания в южно-азиатской религиозной философии (индуизм, буддизм). Часть 1 . Точка интеллекта.Иван Негреев

[IMG]


Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.

В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).

Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.

От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.

Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.

До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».

Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?

Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?

Но есть и гносеологические вопросы.


  • Чем ограничено сознание в процессе познания мира?
  • Что недоступно сознанию?
  • Может ли сознание само себя осознать и мыслить?
  • Из чего состоит сознание, и каковы трансцендентальные структуры, определяющие сознание?
  • В чем разница между такими терминами как мышление, ум, разум, рассудок?

А ведь к этому в 20 веке с развитием психоанализа добавляется проблема бессознательного и подсознательного.

Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.

На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.

ссылка



Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

.

Скачать:

Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Если у Вас нет Премиум статуса:

Преимущества VIP-подписки

Оформить VIP-Подписку

 

Похожие курсы:

Сверху